ЕГРП и ГКН: в чем суть и различия

Для многих граждан, которые редко сталкиваются с решением вопросов в сфере недвижимости, понятия ГКН и ЕГРП до сих пор остаются не совсем понятными, не говоря уже об определении разницы между ними. Тем не менее, каждый собственник, так или иначе, столкнётся с необходимостью заняться документами на своё недвижимое имущество. Чем лучше он будет осведомлён – тем меньше времени и сил потратит на всю процедуру.

В первую очередь, следует расшифровать данные понятия. Так ГКН является государственным кадастром недвижимости. Функционирует он в виде электронной информационной базы, объединяющей всю зарегистрированную недвижимость на территории Российской Федерации. В данной базе внесены лишь учётные сведения.

84-spravka-egrp-ob-otsutstvii-nedvizhimosti-300x225В свою очередь, ЕГРП это более известный термин – Единый государственный реестра прав на недвижимое имущество, который также существует в виде электронной базы. Поскольку на практике многим владельцам, квартиросъёмщикам и прочим заинтересованным лицам приходилось подавать запросы из ЕГРП, он чаще попадает на слух граждан. По своей сути данный реестр более функционален и вмещает в себя информацию о правах и обременениях на недвижимые объекты.

Для заключения каких-либо сделок, наследственных споров и прочих аналогичных процедурах требуется информация из обеих баз. В связи с этим сегодня действуют некоторые изменения, о которых можно узнать далее в статье.

Самый простой и быстрый способ узнать сведения из ГКН – это заказать выписку из ЕГРН онлайн здесь или через виджет ниже. Круглосуточно, всего за 5 минут, вы получите полную информацию об объекте недвижимости по официальным данным Росреестра.

Образец выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах, которую вы получите через виджет:

egrn_vipiska_obrazec

Образец выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости, которую вы получите через виджет:

egrn_o_perehode_prav_obrazec

Предоставление информации

Заинтересованные лица имею право запросить и получить интересующую их информацию из баз ЕГРП и ГКН. В первом случае сведения предоставляются в виде соответствующих выписок, которые выдаёт Росреестр. Во втором случае выдаются кадастровые выписки и кадастровые паспорта, которые по своей правовой природе совсем иные. Так выписки из ЕГРП раскрывают вопросы, преимущественно касающиеся прав собственности, а кадастровые выписки содержат в себе технические данные о конкретной, интересующей недвижимости. В некоторых случаях, если речь идёт, например, о земельных участках, выписки из ГКН подтверждают утверждённые территориальные границы.

Те же кадастровые паспорта также имеют определённые отличия, их роль более значима для сделок – без такого документа отчуждение имущества попросту невозможно.

Основная информация выписок
ЕГРП ГКН
  • Вид недвижимого объекта, точное месторасположение, общая площадь;
  • Данные обо всех сделках, которые ранее заключались с имуществом;
  • Кому ныне принадлежит право владения;
  • Имеются ли ограничения, обременения, ведутся ли имущественные споры.
  • Вид недвижимости (квартира, дом, земельный участок, прочее);
  • Если это земля, обязательно фиксируются сведения о межевании и целевом назначении;
  • Регистрационный номер, место расположения;
  • Общая площадь, наличие перепланировок.

Основные различия

85-gde-brati-vipisku-iz-egrp-bti-300x225Необходимость получения кадастровой информации возникает, когда нужно уточнить или подтвердить основные характеристики недвижимого имущества. Таких сведений выписка из ЕГРП не предоставляет. Из неё можно узнать о том, кто является собственником объекта, есть ли совладельцы и кто, кто может притязать на имущество и прочие ответы, связанные с правом владения.

Можно отметить, что ЕГРП и ГКН изначально были друг от друга независимыми. Ведением баз занимались разные органы, соответственно, для получения выписок и паспортов нужно было обращаться в разные государственные учреждения. Эти учреждения систематизировали информацию, вели её учёт относительно недвижимых объектов имущества.

В ГКН и ЕГРП разница заключена именно в том, какой информацией они занимаются, и какие данные из них могут получить граждане. Как упоминалось выше, кадастр выдаёт паспорта со сведениями о самых важных технических характеристиках, выписки о зарегистрированных объектах и их ликвидации, а также общие документы – территориальные планы.

Росреестр, выдававший ранее выписки из ЕГРП, собирает, хранит и обрабатывает информацию об имеющихся, заново регистрирующихся, прекращающихся правах собственности, об арестах, обременениях и прочих ограничениях.

Прежние правила получения документов

142-spravka-ob-otsutstvii-obremeneniy-na-kvartiru-300x225Если рассматривать выписку, полученную из ЕГРП, она имеет структуру записи, оформляемую визуально в виде реестра. Это унифицированный документ, по всей территории России его форма идентична. При этом выписки, ранее носившие только информационный характер, некоторое время назад, не теряя этой функции, стали выдаваться гражданам вместо свидетельств, которые подтверждают права владения. Те собственники, которые получили такой документ вместо свидетельства, должны знать, что он бессрочен и имеет такую же юридическую силу, как и любой другой правоустанавливающий документ. С юридической точки зрения такой же важной бумагой является и кадастровый паспорт, участвующий при заключении любой сделки с недвижимостью.

Получить информацию из ЕГРП и ГКН одинаково несложно. Алгоритм действий простой и не требует подготовки большого перечня документов.

Несколько иначе обстоят дела с получением кадастрового паспорта, который вправе получить только собственник недвижимости или его доверенное лицо. Раньше этим занималось Бюро технического контроля, затем Кадастровая палата, а сегодня – Росреестр. Как альтернатива, можно обратиться с этой же целью в территориальный Многофункциональный центр.

Что актуально на сегодняшний день

na-smenu-egrp-i-gkn-s-2017-goda-pridjot-egrn-edinyj-gosudarstvennyj-reestr-nedvizhimostiНа сегодняшний день ЕГРП и ГКН объединены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который ведётся полностью в электронном виде (за исключением дел, которые включают в себя заявления о внесении данных в базу). Это значит, что теперь, чтобы получить кадастровую или правоустанавливающую информацию, необходимо обращаться в один и тот же орган – Росреестр. Одновременно с этим можно подавать запросы, как и раньше, через Многофункциональные центры.

Таким образом, правительство упростило работу государственным структурам, а также гражданам, которым больше не нужно обращаться в два разных учреждения и подготавливать два пакета документов. Размер государственной пошлины за предоставление услуг остался прежним.

Кроме того, ныне, вместо свидетельств, удостоверяющих право собственности на недвижимость, и аналогичных выписок из ЕГРП выдаются правоустанавливающие выписки из ЕГРН. Одновременно с этим происходит выдача и информационных выписок, которых теперь есть несколько видов. При подаче заявления важно указать, какая именно выписка требуется.

Правоустанавливающие выписки бессрочны, информационные – не имеют регламентированного срока действия. Каждая структура, запрашивающая такой документ, самостоятельно устанавливает временные рамки, обычно от двух недель до одного месяца. Однако стоит понимать, что актуальность полученной информации сохраняется на дату выдачи документа. На деле же уже на следующий день в базу могут быть внесены изменения.

Об объединении реестров

49908-e1487814816145-300x204Исходя из вышесказанного, сегодня документ, который подтверждает регистрацию объекта недвижимости и прав собственности на него – это выписка из ЕГРН, объединившая в себе ЕГРП и ГКН. Это также значит, что теперь Росреестр, которому переданы полномочия, проводит лишь одну регистрационную процедуру, вместо двух, как было ранее. Благодаря этому не будут возникать технические ошибки и исключается дублирование информации в базе.

Такое правительственное решение имеет ряд существенных преимуществ:

  • Хранение всех данные на едином электронном ресурсе, который доступен из любого населённого пункта в России, позволяет получать информацию мгновенно;
  • Ускоряется процедура выдачи выписок и сам процесс государственной регистрации;
  • Возможность обратиться в любое отделение Росреестра, а не только по месту своего проживания или нахождения недвижимости;
  • Существенное упрощение подачи обращений – нет необходимости подавать учредительные документы юридическим лицам;
  • Становление на государственный учёт в течение не более семи дней (если проводятся сразу две процедуры – не более десяти дней, обращение через Многофункциональный центр – от девяти до двенадцати дней).

Из недостатков можно отметить тот факт, что сразу несколько изменений в данной системе произошло в очень короткие сроки, по причине чего среди населения всё ещё возникает путаница, что сейчас актуально: ЕГРП, ГКН или ЕГРН.

Информация в данной статье предоставлена для ознакомления.
Мы рекомендуем Вам обратиться за бесплатной консультацией к нашему юристу.

Читайте также:
Поставьте вашу оценку:
(голосов: 2, средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...